Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Англии

Англии

Англии денные, хотя и разрозненные данные о социальной борьбе в деревне содержатся в парламентских документах: в петициях, подававшихся на имя короля палатами лордов и общин, а также в групповых петициях крестьян, поступавших во время сессий парламента на имя короля и его совета. Важными источниками информации являются разного рода вотчинные документы: описи вотчин, картулярии, для Англии приказчичьи отчеты, инструкции об управлении вотчинами. Сюда же относятся церковные документы: постановления конвокаций, церковных судов, папские распоряжения и послания в Англию, материалы епископских визитаций, и др.

Нарративные источники составляют третью группу. Это многочисленные хроники XII—XV вв., а также политические, агрономические трактаты. Окрашенные в более субъективные тона, чем названные выше официальные документы, они дают, однако, исключительно важные и ценные сведения, особенно относительно крупных крестьянских восстаний XIV—XV вв., еретических движений, программных требованиях тех и других. Но и более мелкие локальные конфликты описываются в них порой с такой красочностью и подробностями, которых лишены официальные документы.

Самую сложную группу наших источников составили памятники фольклора и литературы. Их ценность заключается в том, что они наиболее эмоционально и непосредственно выражают симпатии и антипатии их создателей, позволяют заглянуть в тайну духовной жизни простого народа, в которую едва ли можно проникнуть, не пользуясь подобными источниками. Ведь именно они, если выходили из среды крестьян, донесли до нас их живой голос, а не описание, сделанное со стороны их врагами или даже сочувствующими им людьми. Исследование этого рода источников сопряжено с рядом трудностей. В особенности это касается памятников фольклора, которые не всегда можно сколько-нибудь точно датировать.

Но и в литературных произведениях, датировка которых обычно не вызывает особых сложностей, иногда бывает трудно отделить собственно крестьянскую струю, например от бюргерской и даже церковной литературы. Все же в этих весьма многочисленных в некоторых странах литературных памятниках с помощью ряда критериев, с большей или меньшей долей вероятности удается обнаружить такие произведения, которые прямо и непосредственно выражают взгляды и чаяния простого народа и даже — точнее — крестьянства.

В первую очередь это относится к тем, которые вышли из-под пера крестьянских авторов — анонимных или известных, подобных Уильяму Ленгленду в его поэме «Видение Уильяма о Петре Пахаре» или Вернеру Садовнику в его поэме «Крестьянин Гельмбрехт». Что касается фольклорных материалов, то здесь с достаточными основаниями мы могли использовать лишь те произведения, которые были записаны не позднее конца XV1—начала XVI в., так как только в этом случае можно с большей или меньшей долей уверенности считать, что в устной традиции они сложились не позднее XIV в. Об их народном происхождении свидетельствует их поэтическая форма.

Комментарии закрыты.