Вы находитесь здесь: Главная > Россия > ДК

ДК

ДК, являются авторефераты диссертационных работ» (там же, с. 75), подчеркивая, что это «только один из возможных путей исследования проблемы, но он позволяет довольно четко представить общую картину развития понятия АК» (там же, с. 76). Спорить против того, что это один из возможных путей исследования АК, не приходится. Тем не менее не следует недооценивать работы, специально посвященные теоретическому осмыслению, логико-методологическому анализу понятия АК (Брюсов, 1956; Смирнов, 1964а; Захарук, 1964; Каменецкий, 1970; Клейн, 1970; Генинг, 1976). Без критической оценки этих работ вряд ли можно получить полную картину развития понятия АК.

Принципиально важно другое. С каких позиций авторы анализируемых авторефератов сами рассматривают понятие АК. Прежде всего, какова природа АК. Вопрос принципиально важный, Так как от его решения зависят все вытекающие из этого логические, методологические и теоретические рассуждения и выводы. В диссертационных работах, как отмечает А.И.Ганжа, «АК рассматривались как древние общественные образования, подчиняющиеся общим законам развития общества, так и вырабатывающие свои внутри© бщественные закономерности. АК рассматривались не только как комплекс источников, объединенный на основе типологического сходства, но и как историческая объективная социальная реальность прошлого. Различие между отдельными работами заключалось прежде всего в глубине социологической интерпретации каждой конкретной реальности (АК)» (Ганжа, 1985, с. 77).

Здесь правильно отмечена широко распространенная среди археологов точка зрения на АК как на особую категорию исторических источников и одновременно объективную реальность. По этой причине закономерно на АК как исторический источник прямо переносились свойства и качества социальных исторических реальностей. АК поэтому «развивались», «взаимодействовали», «влияли друг на друга», «возникали» и «исчезали» как существовавшие в прошлом социальные реальности — конкретные общества. АК как исторический источник служит, например, основанием датировок отражаемых ею конкретных обществ прошлого. В работах же, авторы которых придерживаются точки зрения двойной-природы АК, оказывается: они сами датируются. Не случайно, что это «привело к необходимости постановки в практических исследованиях проблемы времени возникновения АК» (там же, с. 77).

Комментарии закрыты.