Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Еще через 100 лет

Еще через 100 лет

Еще через 100 лет, в конце XVI в., тяжесть барщины возрастает: с 1 выти надо было распахать и засеять 1,5 дес. в поле (3 дес. в двух полях, яровом и озимом). Причем силами крестьян предусматривалось выполнение всего цикла сельскохозяйственных работ: от унаваживания земли и пахоты до размещения обмолоченного зерна в монастырских житницах. Таким образом, увеличиваются не только нормы барщины (с 1 дес. до 1,5 дес. на выть), но и объем сельскохозяйственных работ, включаемых в понятие барщина.

При этом специально оговаривалось, что «как крестьяне монастырскую пашню пашут и изделье всякое монастырское делают, и крестьяном свой хлеб ести». Полностью исчезает промысловая повинность. Нормируется дровяная повинность (на 1 выть сажень дров) и сенокосная (на 1 выть 20 копен). Копны имелись в виду «волоковые», т. е. крестьянин должен был скосить около 1 дес. луга. Вводится фиксированный натуральный оброк. Помимо традиционных «столовых запасов» (масла, сыра, яиц) и некоторой части продукции животноводства (овчина, поярка), с крестьян взимается по осмине пшеницы и конопли — две достаточно трудоемкие зерновые культуры.

Крестьяне должны были исполнять также «повозную» повинность, предоставляя подводы под монастырские товары и сопровождая груз в Москву. Участие в «повозе» отрывало надолго крестьянина от хозяйства и считалось одной из самых тяжелых повинностей. Надо учесть, что при «повозе» в многодневных переходах обессиливала лошадь, кормить которую, как и себя, крестьянин должен был из своих запасов. Нормы «повоза» еще не фиксированы, что свидетельствует о недостаточно прочных и постоянных связях с главным рынком страны. Уставная грамота 1590 г. была обращена сразу к двум монастырям: Царево-Константиновскому и нижегородскому Благовещенскому, т. е. указанные в ней повинности, их нормы, были, видимо, довольно характерны (типичны) для населения наиболее плодородных черноземных районов, в данном случае для Владимирского Ополья и Нижегородского у.

Через 12 лет население вотчин Царево-Константиновского монастыря получает новую уставную грамоту, что было, по всей вероятности, вызвано свирепствующим в стране голодом и широким размахом народных волнений, вылившихся вскоре в первую Крестьянскую войну. Для уставной грамоты 1602 г. характерна мелочная регламентация всех повинностей. Вставлено, что после жатвы хлеб надо «в монастырское гумно свезти». То ли крестьяне отказывались это делать, ссылаясь на текст предшествующей грамоты, где эта обязанность была не оговорена (хотя понятно, что хлеб можно было молотить только на гумне), то ли монахи боялись, что в условиях голода крестьяне могли развезти хлеб по своим гумнам, где во время молочения часть зерна легче было бы утаить. При регламентации сенокосной повинности вставлено, что крестьяне должны также грести сено и метать в стога.

Комментарии закрыты.