Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Философский анализ

Философский анализ

Философский анализ, как пишет академик П.Н.Федосеев, показал, что «прогресс научного знания подчинен общим диалектическим закономерностям, которые в развитии науки проявляются в специфической форме» (Федосеев, 1978, с. 19). Марксистская концепция развития научного знания базируется на принципах историзма и рассмотрения его развития как движения, в котором решающим фактором познания являются преодоление и снятие противоречий и достижение единства противоположностей. «Условие познания всех процессов мира, — писал В.И.Ленин, — в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть = борьба — противоположностей» (Ленин, т. 29, с. 317).

Раскрытие сущности развития научного знания требует рассмотрения его развития с точки зрения внутреннего закономерного процесса, обусловленного имманентными законами функционирования, роста и накопления научного знания, а также как целенаправленный процесс смены форм и методов организации знания, которые определяются этапами исторического развития, обусловленными в конечном итоге общественно-исторической практикой (Серов, 1978). К сожалению, исследования в области истории развития научного знания пока еще довольно немногочисленны.

С этих позиций археология как отдельная самостоятельная наука до сих пор также не была предметом специального научного анализа. Многочисленные публикации по истории археологического знания посвящены в абсолютном большинстве описанию процесса накопления фактологического материала, его публикациям, организации науки (учреждений), деятельности отдельных археологов и т.п. Все это отражает количественную сторону развития археологии. Но необходимо, очевидно, рассмотреть разви-fne знания с качественной стороны — как развитие некоторого свойства, имманентно присущего всему археологическому знанию, да и не только ему. Археология — крупица в современном колоссе Науки, и качественное развитие ее как специфического феномена научного познания объективного мира, безусловно, будет находиться в соответствии с общанаучным процессом развития познания.

История развития науки вообще, и конкретной науки в частности, — достаточно сложная методологическая проблема. По мнению В.П.Кузьмина, она «легче раскрывается в том случае, если развитие познания представить как смену разнопорядковых внутренних установок познавательной деятельности, причем каждой установке соответствует как бы свою особая «фокусировка».

Комментарии закрыты.