Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Гегель выделял два аспекта

Гегель выделял два аспекта

Гегель выделял два аспекта рассмотрения каждого явления в сфере бытия: один, когда явление берется само по себе. Эту форму знания В.П.Кузьмин характеризует как предметное (непосредственное, простое), в котором объект познается ограниченно, без раскрытия его внутренней сущности, как простой эмпирический факт. Другой аспект познания — рассмотрение явления в определенной взаимосвязи, в своей системе, законам функционирования которой оно подчиняется. Раскрытие закономерностей здесь — одна из главных задач.

Данную форму знания ВЛ.Кузьмин называет системным (сущностным, субстанциональным) , хотя это еще весьма ограниченная системность. Еще К.Маркс показал, что познание этим не ограничивается, а проходит еще третий уровень — синтетический и конкретно-исторический, такой аспект исследования, когда явление, в котором само оно и законы его жизни должны быть рассмотрены как продукт всей совокупности внутренних и внешних условий (Кузьмин, 1980, с. 36). Это знание В.П.Кузьмин называет метасистемным (конкретным, синтетическим, «реальным»), в нем раскрывается наиболее полно системно-интегральное содержание исследуемого явления, поскольку именно в этом плане явление анализируется не только в своей функциональной системе, но и в структуре и развитии системы всей целостности как внутренних, так и внешних взаимодействий.

Таким образом, в целом, процедура раскрытия научного познания состоит в изучении «определенности явления, взятого само по себе, затем — в анализе его определенности как части, элемента данной системы, и, наконец, в исследовании его определенности, взятой как совокупность всех действительных отношений» (Кузьмин, 1980, с. 37).

Данный подход к анализу системы познания отражает и его историческое развитие, что дает представление о том, как на каждом этапе в науке формировалось понимание целостности как центрального, объекта научно-исследовательского процесса.

Краткий обзор развития познания самого общего характера позволил ВЛ.Кузьмину (1980, с. 16—28) выделить в развитии науки период до середины XIX в., характеризующийся еще весьма ограниченным конкретно-научным знанием, определяемым гносеологическим «предметоцентризмом» — сосредоточенности исследований на ограниченных предметах, явлениях действительности. Новый период начинается с создания крупнейших, системных по своему содержанию теорий: социально-экономической теории К.Маркса, эволюционной теории Ч.Дарвина, а в дальнейшем периодической системы элементов в химии Д.И.Менделеева, теории относительности в физике А.Эйнштейна и т.д.

Комментарии закрыты.