Вы находитесь здесь: Главная > Россия > И действительно

И действительно

И действительно, едва ли не всегда воцарение нового Сына Неба либо введение нового няньхао сопровождалось в народе слухами и толками о предстоящих вскоре изменениях в жизни, вызывавшими у рядовых насельников деревень и городов рост настроений недовольства и протеста по поводу творившихся дотоле несправедливостей и беззаконий, а одновременно усиление упований на близкое наступление улучшений, на удовлетворение насущных нужд и запросов крестьян и горожан.

Проиллюстрировать данную закономерность цифрами или какими-нибудь иными сколько-то наглядными средствами вряд ли возможно: она давала себя знать отнюдь не только открытыми массовыми выступлениями, но и в других проявлениях, по причинам источниковедческого свойства не поддающимися статистическому учету и анализу. И все же нельзя не обратить внимание, что, допустим, самые первые годы правления танских императоров Ли Хэна (Су-цзуна) и Ли Юя либо Ли Хэна (Му-цзуна), Ли Яня и Ли Пуя, а равно и многих других, оказались ознаменованными нарастанием в среде рядового люда волнений, брожений, других акций. Точно так же в более широком аспекте не случайно рубежи между хронологическими отрезками общего почти 120-летнего пути к крестьянской войне 874-901 гг., проследить который — тема настоящей главы, в какой-то мере сопрягаются с начальными годами царствования соответствующих танских владык, а именно: Ли Хэна (Су-цзуна), Ли Гуа, Ли Ана и Ли Цуя. Наконец, тоже едва ли случайно завязка самой крестьянской войны пришлась на 874 г. — следующий за первым в царствовании Ли Сюаня, взошедшего на престол в августе 873 г., и тот самый, на финише которого Ли Сюань провозгласил девиз правления Цянь-фу.

Речь идет о феномене отнюдь не только китайском, хотя, похоже, в Поднебесной древних и средних веков, да и более близких к нынешним дням времен феномен этот давал о себе знать весьма часто и ощутимо, а VIII — IX столетия — далеко не исключение. В представлении преисполненных наивно-монархических иллюзий общественных низов Танского Китая то неправедное, что воцарилось в Срединном государстве, измышлено и учинено администрацией в центре и на местах, но измышлено и учинено вопреки намерениям Сынов Неба, коль скоро она либо смогла волю последних, особенно легко — волю малолеток вроде Ли Сюаня или его далекого предместника Ли Чунмао.

Комментарии закрыты.