Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Могут сказать

Могут сказать

Могут сказать: благородные цели порой искажаются или компрометируются неподходящими средствами. Так, конечно, бывало в истории. Но гораздо типичнее, на наш взгляд, иное соотношение: негодные средства выявляют ущербность и несостоятельность самой цели. «.. .Цель, для которой требуются неправые средства, — писал молодой К. Маркс, — не есть правая цель». Это полностью относится к Нечаеву и «нечаевщине».

Лидер «Народной расправы» не особенно стремился разрабатывать систему послереволюционного общества. Он не раз говорил о том, что свою главную задачу видит в «разрушении», а созидательные функции предоставляет будущим поколениям. В области теории он вообще был беспринципен. Он мог, например, печатать «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса (в переводе Бакунина) и ссылаться на него в «Народной расправе» как на свою позитивную программу. Он апеллировал к «Интернационалу» и одновременно считал его недостаточно революционным. Он выступал то в духе анархического бунтарства Бакунина, то как сторонник революционного этатизма, наподобие Ткачева, то как поборник созыва Земского собора. И все же какие-то представления о конечной цели у него имелись, и он излагал их в своих изданиях. Этому посвящена, в частности, статья «Главные основы будущего общественного строя». Каким же рисовался Нечаеву его идеал социалистического общества?

Тотчас по низвержении эксплуататорского строя, говорилось в этой статье, революционная партия объявляет все общественным достоянием и организует «рабочие артели». Для тех, кто не захочет вступить в них, будут «закрыты общественные столовые, общественные спальни и все пути сообщений: дороги, почты, телеграфы. Они остаются положительно без средств к существованию и имеют только два выхода — к труду или к смерти». Каждая артель выбирает «оценщика», который регистрирует и регулирует количество произведенного, а также потребности и потребление коллектива. Все эти данные стекаются в учреждение, которое Нечаев называл «конторой», она заведовала делами определенного комплекса артелей, а обществом управлял единый «Комитет».

Комментарии закрыты.