Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Общие проблемы научных революций

Общие проблемы научных революций

Общие проблемы научных революций привлекли уже пристальное внимание в современной философской литературе, все чаще обращаются к ним представители естественных наук, исследуя динамику знания своей предметной области. К сожалению, в науках гуманитарного профиля такие изыскания пока еще не встречаются.

Проблема научных революций лишь в последние десятилетия привлекла внимание философов и исследуется в различных аспектах (см.: Венцковский,-1982, с. 106 и сл.; Раджабов, 1982, с. 203 и сл.; Смирнов С.Н., 1982, с. 80—87; Дышлевый, Найдыш, 1981, с. 7 и сл.; Кун, 1977), среди которых остановимся лишь на некоторых, представляющих для нас особый интерес. Интересный подход к исследованию научных революций развивает С.Н.Смирнов, рассматривая их с позиций диалектики категорий содержания и формы научного знания и познания. Содержание познания, по мнению С.Н.Смирнова, — это воспроизведение в идеальной форме (в форме понятий, суждений, умозаключений, гипотез, теорий и т.д.) собственно содержания объектов материального мира как таковых, существующих вне и независимо от человека (Смирнов С.Н., 1977, с. 280). Это отражение материального мира достаточно сложное, причем не в виде простых копий, а через призму материально-практического преобразования реальности. Действительно, скажем, отражение содержания археологических объектов возможно лишь в процессе их исследования, что и представляет собой элементарный акт преобразования реальности. Сложнее, когда мы пытаемся познать социальные явления обществ прошлого, когда в силу специфики исторического знания приходится совершать «мысленные эксперименты» по преобразованию действительности.

Форма и способы познания представляют собой специфические инварианты содержания знания, его устойчивые элементы, повторяющиеся в различных познавательных ситуациях, которые в ходе развития науки выделяются из накопленного содержания познания и превращаются в логические средства получения нового знания и его оформления в определенную теоретическую систему. В диалектике содержания и формы более подвижным, изменчивым элементом считается содержание, в то время как форма, способ реализации составляет более устойчивый структурный компонент.

«Поскольку «система» научного знания, — пишет С.Н.Смир-нов, — это исторически определенная взаимосвязь содержания познания (предмета) и различных теорётико-познавательных форм (средств, методов) производства научного.

Комментарии закрыты.