Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Первый тип

Первый тип

Первый тип — онтологизм — характеризует классическую науку XIX в., когда познание концентрировалось всецело на объекте, а самосознание науки двигалось вокруг связки — «знание — объект». Ученый выступал лишь как посредник, а иногда рассматривался даже как «помеха» на пути к достижению объективной истины, которая может иметь только одно определение (топологически единственное) значения объекта.

Второй тип — гносеологизм — распространяется со второй половины XIX в., когда рефлексия разворачивается вокруг связки «субъект — объект», т.е. гносеологических отношений. Главное внимание сосредоточивается на познавательных возможностях ученого (субъекта), поэтому выясняются предпосылки, которые могут увеличить его познавательные возможности.

Третий тип — методологизм — характеризует современную науку, в которой рефлексия направлена «на средства познания в самом широком смысле этого слова (т.е. имея в виду принципы подхода к объекту изучения, фундаментальные категории и понятия научного познания, методы и процедуры исследования, схемы объяснения, способы построения научных теорий и т.д.) » (Блауберг, Юдин, 1973, с. 29).

Итак, уже этот краткий обзор периодизаций процесса развития современной науки, осуществленный с различных познавательных установок, совершенно определенно намечает совпадающие этапы, в чем уже можно усмотреть правильно схваченные объективные критерии и рубежи, которые, как будет показано в дальнейшем, достаточно хорошо отражают также развитие археологического знания.

Первый период охватывает науку Нового времени, до середины, а скорее, — последней четверти XIX в. В целом эту науку нередко называют классической наукой XIX в., характерными чертами которой были дифференциация научного знания, вычленение-отдельных наук, в том числе археологии, познание отдельных элементов объективной реальности, раскрытие их основных функциональных связей. Это была эпоха господства эмпиризма, предметоцентризма и онтологизма. Кризисом этой науки был ознаменован конец XIX в.

Второй этап зарождается с появлением фундаментальных теорий К.Маркса и Ч.Дарвина, но в полную меру разворачивается лишь к концу XIX в., а главным образом — в начале XX в. Это был период, когда объектом исследования становятся и большие системы, а также широкого внедрения теоретических понятий и первых исследований вопросов внутренней организации процесса познания как основной предпосылки его эффективного.

Комментарии закрыты.