Вы находитесь здесь: Главная > Россия > По определению автора

По определению автора

По определению автора, «в свою очередь оказывается единством противоположностей: множества элементов и совокупности связей между ними — структуры, осуществляющей интеграцию элементов в некоторое целостное образование» (Смирнов С.Н., 1978, с. 67). И наконец, категория «система» оказывается синтезом противоположных категорий) — «поведения» и «строения». И только тогда, когда исследуется объективная связь этих категорий, осуществляется исследование системы как объекта познания.

Экскурс в область истории развития познания на примере физики и биологии приводит С.Н.Смирнова к заключению о том, что характеризуемые им ступени логики познания позволяют выделить три исторически последовательных этапа: функциональный, связанный с классической наукой XIX в., когда, например, все законы классической физики позволили «объяснить на функциональном уровне и предсказать поведение материальных образований физической природы, позволяют знать, какое поведение эти образования будут демонстрировать в условиях тех или иных причинных взаимодействий» (Смирнов С.Н., 1978, с. 71). Но для того, чтобы понять, почему это поведение именно такое, требуется более глубокое изучение с позиций структурного объяснения поведения объектов, т.е. рассмотрения их строения и связей. Наконец, современная наука вступила в эпоху системных исследований — подхода к любому объекту как к системе — единству «го поведения как целого и его внутреннего строения. Так, и в этом анализе выделяются три ступени — функциональная, структурная и системная.

Близко к этому рассмотрение проблемы развития научного познания в свете изменения и усложнения субъективно-объектив—йых отношений, господствовавших в тот или иной период, выполнено в работе Б.Н.Пятницына, который понимает под субъектом некоторого абстрактного исследователя или «субъект исследования», как о нем пишет М.Борн. Под объектом понимается не философская категория «бытия», а та «часть объективной реальности, которую. исследователь как-то заранее выбрал, «препарировал» и «превратил» в «объект исследования» (Пятницын, 1976, с. 13). Б.Н.Пятницын также выделяет три основных периода в развитии европейской науки, не давая им, правда, каких-либо особых названий.

Определенный интерес в изучении исторических этапов развития познания представляет рассмотрение его с позиций изменения типа рефлексии в науке, оживленно обсуждающиеся в науковедении и философии. В последние годы Э.Г.Юдин, суммируя достижения исследований по вопросам внутринаучной рефлексии, считает возможным выделить.

Комментарии закрыты.