Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Поднебесной истину

Поднебесной истину

Поднебесной истину, ввести их в пагубное для страны, да и для них самих заблуждение. Такова одна из причин, почему восстания или какие бы то ни было иные проявления народной оппозиции далеко не всегда обретали, а если и обретали, то отнюдь не сразу антитанскую (как ранее, допустим, — соответственно антиханьскую или антисуйскую) направленность.

В этом кроется объяснение, почему сплошь да рядом (и вовсе не в одном лишь Китае) наиболее сильные вспышки массового социального протеста и противодействия наблюдались при перемене царствования или в начале каждого нового царствования: рядовой люд деревни и города спешил как бы поднять свой голос, пока нечестивое чиновничество еще не успело «подмять» нового верховного владыку, а коль скоро никакие иные возможности доказательных проявлений своих устремлений и требований, кроме неповиновения и сопротивления, не были простому народу доступны, он и устраивал «бунты» либо какие-то другие акции недовольства и протеста — в уверенности, что, как говорится, «с высоты престола» такие акции должны и могут встретить поддержку и одобрение.

Что же касается стихийных бедствий, то, являясь сплошь да рядом непосредственным толчком к началу выступления, они, несомненно, могли играть и действительно играли свою роль в возникновении восстания либо какой-то иной акции сопротивления. Во многих случаях они становились как бы катализатором зревшего в крестьянстве недовольства, которое имело, однако, куда более глубокую основу.

Другое дело, что в стародавней китайской традиции — на всех ее уровнях, от высшего до низового — характеристика и оценка стихийных бедствий в таком их качестве не сводима к восприятию этих явлений как некоей природной, а потому непредсказуемой, непредотвратимой и непреодолимой силы, вызывающей нарушение нормального хода жизни, приводящей к человеческим жертвам и наносящей материальный ущерб. Засухи, наводнения, сели, ураганы и прочие подобного рода удары судьбы не случайно обозначаются по-китайски формулой «Небесные, или ниспосланные Небом, напасти» (Тянь цзай); строго говоря, в этой же категории, т. е. наряду с землетрясениями, с вызванными молнией пожарами, с солнечными и лунными затмениями, другими природными катаклизмами, числились события и явления антропогенного свойства, включая даже войны (как внешние, так и внутренние).

Комментарии закрыты.