Вы находитесь здесь: Главная > Без рубрики > Подобный подход

Подобный подход

Подобный подход позволяет выделить определенные качественные этапы в развитии знания, которые в археологии будут выражаться не столько в раскопках новых памятников и добываемых новых фактах, сколько в изменении подхода к познанию, применяемых в исследовании методов и постановке познавательных задач. Все это в конкретно-научном познании формируется под воздействием двух основных факторов: с одной стороны, в науке в целом формируется некий общенаучный стиль мышления, специфическая общенаучная картина мира (Научная картина мира, 1983; Микешина, 1977), отражающая всемирно-исторический опыт Науки как специфической формы познания объективного мира.

Под воздействием этого фактора вырабатывается некоторая совокупность общенаучных представлений и норм научности, которые отражают объективный уровень развития научного познания и тем самым объективное состояние как Науки в целом, так и каждой науки в частности. Второй фактор можно характеризовать как субъективный — это вклад, деятельность каждого ученого, направленная на пополнение, развитие знания в своей науке.

Эта деятельность определяется философской позицией, мировоззрением ученых, что служит базой для формирования различных научных подходов, школ и направлений. Но и в этом разнообразии формируется определенная общность, обусловленная конкретно-историческим уровнем развития каждой науки, что и формирует общенаучную фундаментальную теоретическую концепцию, составляющую основу специализированной в данном случае археологической научной картины мира. Изменение археологической картины мира и определяет в конечном итоге суть развития научного познания в археологии. Данный фактор таким образом выступает как частно-научный, определяющий специфику каждой данной науки, развитие которой обусловлено объективными общенаучными факторами, выступающими критериями периодизации научного знания.

Развитие науки, как уже отмечалось, должно базироваться на анализе научно-познавательной системы с различных наиболее существенных сторон ее структуры, из которых отметим следующие:

— в какой форме осуществляется познание, как выполняется спецификация исследуемого’объекта;

— как происходит развертка системности знания, раскрывающая содержание и сущность объекта незнания;

— как изменяется рефлексия научного знания.

Остановимся на характеристике этих моментов несколько

подробнее.

Форма познания, рассмотренная с позиций гегелевских принципов спецификации, по определению В.П.Кузьмина, заключается.

Комментарии закрыты.