Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Причем эти системы

Причем эти системы

Причем эти системы содержат понятия различных уровней, как эмпирического, так и теоретического. Последние опираются на первые и, в отличие от них, отражают объективную реальность не непосредственно, а опосредованно, через понятия эмпирического уровня. Понятие АК формируется на теоретическом уровне и представляет собой своего рода «логический конструкт», не имеющий прямого материального соответствия в объективной действительности. Арехологические памятники и их вещественные комплексы существуют объективно, реально, и с ними археологи постоянно имеют дело как в полевых, так и в лабораторных условиях. Понятие АК базируется на этих реальных ископаемых археологических объектах, которые археологами логически объединяются в определенную гносеологическую систему.

Само формирование АК происходит не в объективной ископаемой реальности с ее обилием различных археологических памятников, органически между собой не связанных и не образующих объектино взаимосвязанной системы. Выделяет, систематизирует их не сама ископаемая реальная действительность, к которой они относятся, а археолог-исследователь, исходя из своих представлений и понимания понятия АК. Поэтому не случайны, а закономерны жаркие непрекращающиеся споры среди археологов-специалистов об отнесении к той или иной культуре тех или иных конкретных памятников и их вещественных комплексов. Если бы АК действительно существовало реально, объективно, независимо от нашего сознания, проблема их выделения не была бы столь сложной и спорной. Остро дискутируя по проблемам определения, содержания и интерпретации понятия АК, все исследователи признают как аксиому тезис о том, что АК является фундаментальным понятием в археологической науке. Ее важнейшее незаменимое значение в том и состоит, что АК является ценнейшим историческим источником познания истории конкретных обществ прошлого.

В.Ф.Генинг, однако, считает, что «АК приобрела в современной археологии гораздо более широкое содержание, чем источниковедческая база» (Генинг, 19856, с. 67). «АК, — разъясняет В.Ф.Генинг, — это отдельное общество, исследуемое по сохранившимся остаткам его предметного мира» (там же, с. 67). В этом кратком и содержательно емком суждении, имеющем принципиально важное значение для концепции В.Ф.Генинга, речь идет о: 1) АК, 2) отдельном обществе прошлого, 3) остатках предметного мира этих отдельных обществ прошлого, 4) исследовании отдельных обществ прошлого по остаткам их предметного мира. Прежде всего АК отождествляется с отдельными обществами прошлого. Это не оговорка, а положение, которое В.Ф.Генинг настойчиво отстаивает и часто повторяет в. своей работе.

Комментарии закрыты.