Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Результатом синтеза

Результатом синтеза

Создается впечатление, что синтез рассматривается автором как основное условие формирования «нового общества» на Западе. Отсутствие необходимого для синтеза материала отодвигает начало генезиса средневековой цивилизации. Исследователь разделяет гипотезу о быстром изживании романских традиций в Британии и приходит к заключению, что англосаксы на ранних этапах их истории в Британии были исключены из сферы римского влияния; условия, необходимые для осуществления синтеза (а следовательно, для рождения средневекового общества) сложились здесь лишь с христианизацией страны и усилением воздействия континента.

Результатом синтеза в Англии, как и в Европе в целом, было создание новой, отличной от предшествующей греко-римской, цивилизации. Исследователь, казалось бы, принимает выдвинутый еще М. Блоком тезис о феодализме и феодальном государстве как качественно новых явлениях, формирование которых происходит под воздействием экономических, производственных факторов: значительное место в работе отведено развитию торговли, росту городов, подъему уровня жизни, демографическим изменениям, характеру взаимоотношений между людьми, складывающихся в процессе производства.

Исследуя процесс укрепления королевской власти, автор пытается определить воздействие на него таких явлений, как формирование манора, усиление сеньориального гнета, рост недовольства крестьян и обострение социальных конфликтов. Но в конечном счете экономическим сдвигам, классовой борьбе отводится второстепенное значение в ходе социально-политической эволюции, а само понятие феодализма сводится автором к своеобразной форме правления: «..феодализм означает концентрацию власти в руках небольшой группы аристократов-воинов».

Функции формирующейся королевской власти Д. Рассел также ограничивает лишь военным предводительством и защитой территории и церкви, судебной и законодательной деятельностью. Проблемы социальные и экономические, как пишет автор, не были «заботой» королей.

Исследователь знаком с марксистско-ленинской концепцией феодализма, но он полностью отрицает положение о том, что именно «производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей». Попытка рассматривать эволюцию средневекового государства в отрыве от его социально-экономических основ не позволяет в должной мере раскрыть тот факт, что формирующаяся государственная система была качественно новым явлением, соответствующим новым социально-экономическим условиям.

Комментарии закрыты.