Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Сохранился

Сохранился

Сохранился ряд свидетельств, показывающих отношение общества па Балканах к доставлявшимся туда памятникам русского искусства. Так, иконы, присланные из Москвы в 1631 г., были торжественно поставлены в патриаршем соборе Лукарисом при огромном скоплении народа («не только Коснатнтин… град ближе из сел и из всех городов»). «И бысть радость великая и великие веселие во весь род греческий»,—как сказано в грамоте Лукариса царю и патриарху Филарету от 14 мая 1631 г. В 1652 г. высоким уровнем исполнения этих икон восхищался Павел Алеппский. Архимандрит Венедикт, обращаясь в 1646 г. к Алексею Михайловичу, считал важнейшей заслугой царя Михаила и патриарха Филарета «украшение» иконами восточных патриархий.

Особо следует сказать о посылке на Балканы первых произведений русской светской живописи — портретов (парсун).

Как мы узнаем из царской грамоты от августа 1632 г., архимандриту Амфилохию было поручено передать патриарху Кириллу Лукарису по его просьбе «образ начертан на цке по подобию лица нашего царского величества». В ответном письме патриарх писал, что он получил даже «два образы царствия Вашего». Портреты, поставленные патриархом в своей келье, вызвали огромный интерес в Стамбуле. По словам патриарха, «великие люди» просили его их «послати посмотрети», а когда он отказался это сделать, его келыо, чтобы увидеть изображения царя, посещали «великие ж люди, которые пребывают в Царьграде, христиане от всего народу и многие турки».

Совершенно не случайно своеобразное русское искусство парсуны получило высокую оценку греков. Именно в среде, для которой в XYII в. был характерен синтез традиционных византийских начал со все более доминирующими чертами западного искусства, аналогичное по характеру (хотя и иное по содержанию) художественное решение русских мастеров портрета должно было вызвать сочувственный отзвук. Отметим, кстати, что до сих пор известен только один парсунный портрет царя Михаила Федоровича — его изображение па коне, хранящийся в Государственном Историческом музее. Да и то эта парсуна сделана значительно позже смерти царя — в 70-е годы XVII в.

Комментарии закрыты.