Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Свою долю

Свою долю

Свою долю она могла получить, если уходила из хозяйства мужа при разводе или в случае его смерти. Однако в кентском судебнике делается оговорка, что она допускается к наследованию имущества лишь в том случае, если у нее есть дети. Бездетная женщина в аналогичной ситуации лишается и «имущества», и «утреннего дара» (подарок, приносимый женихом невесте после первой -брачной ночи). Все имущество переходило к «отцовской родне». Но даже если вдова и оставалась со своими детьми в семье мужа, все равно имущество несовершеннолетних детей попадало под опеку родни ее покойного мужа: «Если кэрл умрет и у него останутся жена и дети, то полагается, чтобы ребенок был у матери, а из родичей его отца пусть вызовется опекун, обязанный сохранять его имущество…».

Таким образом, в кентских судебниках отражалась эволюция представлений о собственности, а именно формирование представлений об индивидуальной собственности, о чем, в частности, свидетельствует право женщины на наследование движимости. С другой стороны, достаточно выпукло выступают реликты представлений о собственности как родовом имуществе, обусловившие признание за сородичами значительных прав на имущество, принадлежащее семье. Имущественные права членов родственного коллектива соответствовали обязательствам по отношению друг к другу.

В англосаксонских источниках неоднократны напоминания об ответственности сородичей за проступок, совершенный членом родовой группы. Сородичи давали поручительство в том, что будет выплачен вергельд, приносили клятву в соблюдении мира, на них лежала обязанность доставлять обвиняемого сородича в суд, обеспечивать провизией заключенного в тюрьме. Собственно, корпорация родственников выполняла определенную общественную функцию, связанную с обеспечением мира на местах. В этом отношении показательно постановление, появившееся много позже изучаемого периода —в X в., когда особенно ощутим был процесс разложения кровнородственных связей.

Во время Этельстана, когда получает официальное признание практика принудительной коммендации, обязанность найти господина для безземельного человека возлагалась именно на коллектив родственников. Английский исследователь Г. Лойн считает косвенным подтверждением того огромного значения, которое имела родовая организация в вопросах поддержания общего мира, пристальное внимание королевской власти к людям, не имеющим сородичей, стремление властей включить их в искусственные корпорации защиты и взаимопомощи, которые складывались по образцу родовой организации.

Комментарии закрыты.