Вы находитесь здесь: Главная > Россия > Теоретико-познавательных научных революций

Теоретико-познавательных научных революций

Теоретико-познавательных научных революций в содержании научного познания и в его формах» (Смирнов С.Н., 1982, с. 88). Революцию в области содержания научного познания автор характеризует как экстенсивную, а переворот в формах познания — как интенсивную. В практике развития конкретных наук этот процесс чаще всего, по-видимому, весьма растянут во времени и может рассматриваться как два этапа развития научной революции. Как увидим ниже, в советской археологии революция в области содержания началась в начале 30-х гг., а в сфере теоретико-познавательных форм — лишь в 60—70-х гг.

У.А.Раджабов осуществляет логико-методологический анализ научной революции с точки зрения закономерности процесса «преобразования» логического строя научного знания, создания более совершенных способов логической организации накопленного знания» (Раджабов, 1982, с. 269). В ходе научной революции трансформируется не только предметная, область данной науки, формирующая собственные теоретические обобщения в познании объектов материального мира, но и сфера методологического знания, которое представляет уровень рефлексии, осуществляется исследование самого процесса теоретизации предметной области данной науки. При научных революциях, — пишет М.Э.Омельяновский, — происходит «такое преобразование ее теоретического содержания, при котором ломаются ее установившиеся основания (совокупность принципов и фундаментальных понятий) вместе с присущими ей характером методов познания и стилем мышления, создаются новые основания, новый характер методов познания и новый стиль мышления» (Омельяновский, 1979, с. 47).

П.С.Дышлевый и В.М.Найдыш, акцентируя внимание на изменении оснований научного знания, отмечают, что в системе концептуальных средств логико-гносеологических исследований данной проблемы ^ центральное место должна занимать категория «сущность», поскольку она позволяет связать два полюса проблемы. Один из них заключается в том, что с позиций диалектики развития целостных систем «революция в отдельной науке — это процесс образования качественно нового уровня такой системы с новой сущностной основой» (Дышлевый, Найдыш, 1981, с. 115). Авторы прй этом опираются на понимание сущности, данное еще Гегелем: «Сущность определяет самое себя как основание» (Гегель, 1971, с. 70), которое в свое время высоко оценил В.И.Ленин. Другая сторона: «… научная революция связана с выходом познания за пределы определенного «среза» действительности со своей специфической сущностью (предмет познания данной науки) в новую более глубокую и более общую целостную систему связей (новый предмет познания), с новым уровнем сущности» (Дышлевый, Найдыш, 1981, с. 115). Таким образом, научная революция.

Комментарии закрыты.